В Осакаровке:  28°C , Влажность 25%, Давление 710, ветер 9 м/с
USD EUR RUB WAP
home
home home

Новости республики

24 Мая 2018 16:56
Доступное жилье: что нового предложит государство для казахстанцев

Главной целью государственной жилищной политики на новом этапе развития республики является уменьшение участия государства в жилищном строительстве. Поэтому в программе «Нұрлы жер» акценты переведены с прямого финансирования на внебюджетное.  Механизмы госпрограммы направлены на привлечение частных инвестиций, поддержку бизнеса и предложение населению доступных финансовых инструментов, таких как ипотечное кредитование, жилищные займы. Программа будет реализовываться в течение 15 лет и до 2031 года в стране ожидается строительство жилья для 1,5 млн семей, ежегодно порядка 100 тыс казахстанцев будут обретать свое жилье.

Как отметил вице-министр по инвестициям и развитию РК Каирбек Ускенбаев, по итогам 2017 года по программе «Нұрлы жер» были сданы в эксплуатацию рекордные 11,2 млн кв метров жилья, более 100,8 тыс семей улучшили свои жилищные условия, из них 25,2 тыс семей за счет государственных средств.

«Инвестиции в данную отрасль в 2017 году увеличились на 18% по сравнению с 2016 годом (830 млрд тенге) и составили порядка 980 млрд тенге, за счет государственных инвестиций 176,8 млрд тенге. На 1 тенге государственных средств привлечено более 5 тенге частных инвестиций», отметил Ускенбаев.

По словам вице-министра, на сегодняшний день увеличение объемов ввода жилья наблюдается в 15 регионах республики. Лидирующие позиции по вводу жилья занимает города Астана (2,4 млн кв м), Алматы (1,9 млн кв м.), Мангистауская (833 тыс кв м.) и Актюбинская области. Значительный темп роста ввода жилья отмечен в ЗКО (42,4%), ЮКО (36,2%), Костанайской (35,6%), Павлодарской (31,2%), Актюбинской (28,5%), Жамбылской (24,9%), СКО (21,8%), Мангистауской (17,6%), Акмолинской (16,9%), Кызылординской (12,6%) областях. Увеличение отмечены во всех областях страны, кроме Алматинской области.

«На текущий год планируется обеспечить ввод 12,1 млн кв. метров, из них 5,1 млн кв. м индивидуального и 7 млн кв.м многоквартирного жилья. За счет бюджетных средств будет сдано порядка 22 тыс. квартир или 1,3 млн кв. метров. В 2018 году на реализацию Программы из республиканского бюджета предусмотрено 148,6 млрд тенге», - проинформировал Ускенбаев.

Основная часть финансирования предусмотрена на подведение инженерных-коммуникацию сетей к районам жилищной застройки, на арендное жилье МИО (без выкупа), на кредитование вкладчиков АО «ЖССБК», для погашения обязательств в Астане на пилотный проект сноса аварийного жилья и  на субсидирование займов частных застройщиков и ипотеки населения.

 

Вице-министр также отметил, что за четыре месяца текущего года по республике согласно статистическим данным за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию 3,6 млн кв метров или 31 442 единиц жилищ, из них за счет бюджетных средств 76,7 тыс кв м (или 1274 квартир). Инвестировано в жилищное строительство 274,8 млрд тенге. Увеличение объемов ввода жилья по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается в 13-ти регионах республики. Отмечается снижение темпа показателей ввода жилья в Астане (-23,1%), Кызылординской области (-37,1%) и в Алмате (- 51,5%).

«Для своевременного строительства жилых объектов за счет выделенных 80,9 млрд тенге в 2017 году было проложено 3,7 тыс км сетей в районах жилищной застройки. В текущем году из республиканского бюджета поддержано на реализацию проектов 69,8 млрд тенге», - отметил Ускенбаев. 

Также успех программы «Нұрлы жер» отметил депутат Мажилиса Сапар Ахметов, подчеркнув, что по итогам 2017 года, все 7 направлений программы выполнены с успехом, и те задачи, которые были поставлены, реализованы.

«Что касается 2018 года, то еще к тому же мы предполагаем сегодня программу «7-20-25», которая тоже начала свою реализацию. Она тесно соприкасается с программой «Нұрлы жер». В рамках «Нұрлы жер» будет развиваться инфраструктура, выделяться земельные участки. Для этого Парламент уже одобрил выделение дополнительных средств. Я думаю, что с учетом этой программы, мы в этом году увеличим дополнительные строительство жилья ввода квартир, индивидуальных жилых домов, и тем самым те показатели, которые есть в 2017 году будут улучшены», - сказал депутат.

Также он отметил, что по итогам 2017 года было выделено 153 млрд тенге, сдано 24 тыс квартир, которые являются хорошим показателем, и в то же время жилищный сберегательный банк Казахстана выделил огромные средства, это тоже является большим показателем, т.к. выделенные этим банком средства составляют в общем объеме выдачи ипотечных кредитов 67%.

«Доверие людей к банку ЖСБ очень высокое и с каждым годом идет хороший продукт в этом банке и с каждым годом идет увеличение участников этой программы. Программа «7-20-25» даст новый импульс развитию жилищного строительства», - сказал Сапар Ахметов.

В свою очередь, депутат Мажилиса Парламента РК Омархан Оксикбаев отметил, что необходимо говорить не о квадратных метрах, а количестве строящихся квартир.

«Мы всегда говорим о квадратных метрах. Человеку не нужен квадратный метр, а человеку нужна квартира, количество квартир. Сколько квартир выдаётся? Почему мы это не учитываем в первую очередь? Нужно прекратить говорить о квадратных метрах. Кому нужен квадратный метр? Те люди, которые сроят дома, чтобы они считали цену. А людям, которые стоят в очередях, квадратный метр не нужен. Мы же одобрили норматив согласно законодательству. Когда мы исправим эту ситуацию? Население не надо обманывать квадратными метрами, а нужно обеспечивать конкретными квартирами. В 2018 году планируется построить 21 900 квартир из республиканского бюджета, а это покрывает только 0,7% населения. Тогда как мы остальную часть как нужно покрывать, когда 3 млн населения, нуждается в жилье», - посетовал депутат.

Мажилисмены также отметили, что по госпрограммам предусматривается ограничение строительства жилья в 80 кв м. В этой связи, как быть многодетным семьям, для которых такой метраж квартиры будет тесноват. Кроме того, депутатов интересовал вопрос распределения средств по регионам в рамках госпрограммы.

«В этом году также планируем построить свыше 100 тыс квартир. Мы увеличили еще на 10 млрд тенге финансирование. Пока мы идем в равной пропорции. Лично мое мнение, арендное жилье без выкупа больше надо строить для того, чтобы инвестиции привлекать в регионы, где платежеспособность людей меньше. В таких городах, как Астана, Алматы, Шымкент, которые генерируют достаточные потоки, там у нас хорошо реализуется кредитное жилье через ЖССБК, через БВУ и другие программы. Поэтому там, где у людей покупательская способность меньше, мое мнение, туда надо больше инвестиций социального направления. Но это спорный вопрос, пока в равной пропорции всем раздаем. По ограничению по квадратным метрам для многодетных семей мы пересмотрим, потому что мы сделали эти квадраты для того, чтобы у нас был четкий индикатор - сколько квартир мы на эти деньги будем строить. Для многодетных семей мы, наверное, должны сделать исключение», - резюмировал Каирбек Ускенбаев.

Вице-министр добавил, для того, чтобы решить одномоментно все проблемы наших граждан, не триллионы понадобятся, десятки триллионов тенге и соответствующие программные продукты.

«Каждый день мы придумываем новые меры стимулирования. Сейчас давайте начнем программу «7-20-25», она как лакмусовая бумажка покажет, где у нас есть недоработки, где 20% люди не могут собрать или какие-то другие параметры не соответствуют. Естественно, в нее потом будут вноситься предложения по изменению или по дальнейшему привлечению или стимулированию, или субсидированию вот этих проблемных вопросов. Но давайте начнем с июля месяца, а через год посмотрим», - сказал Ускенбаев.

По актуальным вопросам совершенствования жилищного строительства выступила заместитель председателя Правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Юлия Якупбаева, которая сказала, что за 2017 год удалось сдвинуть ипотеку с мертвой точки.

По ее данным прирост ипотечного портфеля банковского сектора произошел на сумму более 110 млрд тенге. Сумма ипотечного портфеля превысила 1 трлн тенге и очень сильно активизировалась система жилстройсбережений, в том числе расширилась продуктовая линейка банка.

«Безусловно, результат мог бы быть еще более значительным, если бы в программе вместо субсидирования был использован механизм обусловленного финансирования, однако сыграла свою роль ограниченность финансовых ресурсов. Но вместе с этим, и так эффект значительный, 6 банков приняли активное участие в реализации программы, т.е. за период до 21 мая 2018 года поступило 3163 заявки на сумму более порядка 33 млрд тенге, из них одобрено 3059 заявок на сумму 3,7 млрд тенге. Заключено на 1 мая порядка 2,5 тыс договоров на 26,3 млрд тенге. В принципе, неплохой результат. Программа «Нұрлы жер» дала достаточно серьезный толчок развитию собственных ипотечных программ банков и они продвигали программу ипотеки не только за счет госресурсов. Программа не стоит на месте, она постоянно меняется, мы находимся в постоянном диалоге с уполномоченным органом и за последние несколько месяцев было учтено достаточно большое количество предложений бизнеса», - подчеркнула Якупбаева.

Она добавила, что в силу происходящей урбанизации в стране достаточно серьезная часть спроса является инвестиционной.

«В последнее время цены не растут, а снижаются, и поэтому в небольших городах с точки зрения инвестиций вкладывать не имеет смысла. При этом мы понимаем, что в сельской местности практически отсутствует потребность в многоквартирном строительстве. Также поступают сигналы в приграничных районах с Российской Федерацией, люди покупают квартиры в России. Они покупают на нашей территории или покупают незначительно, поэтому нам нужно очень серьезно подойти к анализу потенциальных рынков сбыта, тем более перед нами стоит задача по увеличению до 30 квадратов на одного человека за счет чего мы будем эту задачу реализовывать. Будем проводить советующее исследование рынка», - пояснила Якупбаева.

В свою очередь, продолжая тему проблемы приобретения жилья в селах, замглавы МИР РК предложил разработать жилищную программу для села, мотивируя это тем, что госпрограммы «Нұрлы жер» и «7-20-25» не подходят для села. 

«По селу я на прошлом заседании говорил и говорю, что по селу у меня особая позиция, по селу мы должны разработать новую программу. Концептуально в Правительство я на обсуждение еще не выносил. Лично у меня уже два механизма сложилось более-менее такие внятные. Сейчас мы их будем уже завершать, наверно в этом месяце. И уже будем на согласование отправлять. Потому что по селу те программы, которые мы сейчас используем в рамках «Нұрлы жер», «7-20-25», они для села не подходят однозначно», - заключил Ускенбаев.

Вместе с тем сенаторы Парламента РК направили депутатский запрос, касающийся вопроса жилищного строительства в РК, Премьер-министру РК Бакытжану Сагинтаеву.

«Сегодня в Казахстане работают 16 домостроительных комбинатов. Они были построены в рамках государственной программы индустриально-инновационного развития. Государство оказало всестороннюю поддержку данным проектам, в том числе субсидирование процентной ставки по кредитам, подведение инженерных сетей и в целом направило на развитие сети комбинатов порядка 30 млрд тенге. Планировалось, что деятельность комбинатов позволит снизить стоимость квадратного метра и сократить сроки строительства, при этом повысив качество строящегося жилья. Однако, на данный момент загруженность предприятий заказами составляет менее 50%, что препятствует дальнейшему их развитию. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо преференции для домостроительных комбинатов в части их участия в строительстве жилья по государственным программам жилищного строительства. Это приводит к тому, что зачастую подряды на строительство жилья выигрывают компании, не обладающие соответствующими техническими и технологическими ресурсами, что отражается на качестве и сроках возводимого жилья», - говорится в запросе.

Сенаторы обеспокоены тем, что отсутствуют четкие и прозрачные механизмы и процедуры выделения местными исполнительными органами земельных участков под строительство жилья в рамках программы «Нұрлы жер», что приводит к затягиванию сроков строительства и вызывает обоснованные нарекания со стороны бизнеса.

Также имеются вопросы к местным исполнительным органам по комплексной застройке новых жилых районов. Это касается несвоевременного строительства социальной инфраструктуры - детских садов, школ, больниц и т.д. Не на должном уровне проводится работа по обеспечению инженерными коммуникациями.

«Назрела необходимость принятия Дорожной карты, направленной на удешевление себестоимости жилья и принятия мер по стимулирования частного бизнеса в строительстве коммерческого арендного жилья и строительства общежитий. Необходимо рассмотреть вопрос разработки и принятия специальной жилищной программы для учителей и врачей по аналогии с программой Жилстойсбербанка Казахстана для военнослужащих», - отмечается в депутатском запросе.

Подводя итоги отметим, что предусматривается реализация кредитного жилья не только вкладчикам Жилстройсбербанка, но и клиентам частных банков. Эти условия дадут больший импульс развитию ипотечной программы «7-20-25» из-за доступных ценовых параметров, по которым строят акиматы (построенное жилье реализуется вкладчикам банка в течение 3-х месяцев и остаток нереализованного жилья клиентам БВУ). Стоимость одного квадратного метр жилья в регионах - 140 тыс тенге, а в городах Астана, Алматы, Атырау и Актау - 180 тыс тенге.

Акиматам предоставляется возможность приобретения построенных объектов для активного участия частных застройщиков в программе. С целью улучшения жилищных условий и приобретения жилья регламентируются права государственных и негосударственных предприятий принимать меры по поддержке своих работников. Такие организации смогут выдавать работникам жилищные ссуды, в том числе в качестве первоначального взноса. Это будет существенная помощь для решения жилищных проблем учителей, врачей и госслужащих.

Начиная с 2019 года предлагается увеличить ежегодное дополнительное финансирование строительства арендного жилья без выкупа на 10 млрд тенге. Это позволит обеспечить социальным жильем ежегодно еще порядка 1 тыс граждан. Дополнительно предусматривается увеличить финансирование обустройства стройплощадок инженерными сетями на 20 млрд тенге. Это позволит обеспечить ежегодную динамику прироста объемов ввода жилья на 8% или более 8 тыс жилищ в год. Реализация данных инициатив станет огромным толчком в развитии индустрии жилищного строительства и создаст огромный мультипликативный эффект для дальнейшего роста экономики всей страны.

В целом принимаемые меры позволят повысить доступность жилья для каждой семьи и довести к 2030 году показатель обеспеченности жильем на одного человека до 30 кв метров.

Напомним, Глава государства в своем Послании 2018 года поручил повысить обеспеченность жильем на человека до 30 кв м к 2030 году и созданию новых возможностей для приобретения жилья для каждой семьи ввиду внедрения новой ипотечной программы «7-20-25», которые будут внесены в основные изменения в Программу «Нұрлы жер».

Кайрат Жандыбаев

Инфографика: Надежда Линникова


Опрос

На Ваш взгляд, какие меры необходимо принять для противодействия коррупции?

 Проводить агитационную работу с населением по формированию антикоррупционного мировоззрения, нетерпимости к проявлениям коррупции

 Повышать правовую грамотность населения о мерах наказания, предусмотренных за коррупцию

  Повышать эффективность деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и коррупционерами

© 2010 - 2015 Аппарат акима Осакаровского района
+7 (72 149) 41 8 42 Обратная связь
Разработка и поддержка сайта: Интернет компания «Creatida»